Слово Божие
“Так говорит Господь: остановитесь на
путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и
идите по нему, и найдете покой душам вашим” (Иер. 6,
16).
“пророческое слово, ему внимающе,
якоже светилу сияющу в темнем месте, добре творите, дондеже день озарит, и
денница возсияет в сердцах ваших” (2 Петр.
1, 19).
“Блажен муж, который не ходит на
совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании
развратителей, но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день
и ночь!” (Псал.1.1)
Мнения Святых Отцов
Митрополит Антоний Сурожский
Есть место у
Григория Богослова, где он говорит: если мы соберем из Священного Писания,
из писаний Отцов Церкви, из опыта церковного все, что мы можем знать о Боге, и
попробуем из этого сделать полную картину, у нас не будет образа Божия - у нас
будет идол, потому что в Боге есть непостижимость, а такая конкретная картина
(статуя или икона, или словесный образ - все равно) будет идол, потому что нет
места для Бога свободно двигаться. И в этом замечательное свойство
православного вероучения, догматики: это не попытка написать икону, которая все
содержит. Если нужно сравнение, я бы сравнил с ночным небом в ясную ночь: купол
неба и звезды, соединяющиеся в созвездия. Что важно в этом? Важно, конечно, что
есть звезды, эти блестки, но так же важно то пространство, которое между ними,
потому что, если согнать все звезды воедино, была бы громадная масса огня и не
было бы неба, и никто не мог бы найти своего пути на земле. Именно потому, что
эти созвездия оставляют между собой пространство, по ним на земле можно найти
дорогу.
В Боге есть непостижимость - и есть откровение. И
мы можем спокойно ставить под вопрос ту картину, которую мы себе составили,
потому что нечего бояться: все равно Бог остается непостижимым, и мы можем с
Ним общаться за пределами наших представлений, как мы можем общаться с
человеком, не зная его. Бывает, встретишь человека, о нем ничего не знаешь, и
вдруг души встретились, и пошел разговор. Так и с Богом. Я думаю, что мы могли
бы с большим уважением относиться к сомнению людей и не стараться
катехизировать; мы должны допускать, что крупицы веры может быть достаточно
сейчас: только обереги ее, только не дай ей погибнуть, но не старайся ее
раздувать. Знаете, когда разжигаешь костер, иногда начинают гореть сухие сучки,
но если вы начинаете дуть на них, чтобы зажечь, чтобы все запалилось сразу, вы
потушите огонь. Дайте ему гореть тихо, только защитите от лишнего ветра.
Преподобный Серафим Саровский
Если же не можно найти
наставника, могущего руководить к умосозерцательной жизни, то в таком случае
должно руководствоваться Священным Писанием, ибо Сам Господь повелевает нам
учиться от Священного Писания, глаголя: испытайте Писаний, яко
вы мните в них имети живот вечный (Ин. 5, 39). Также должно
тщательно прочитывать отеческие писания и стараться, сколько можно, по силе
исполнять то, чему научают оные, и таким образом мало-помалу от деятельной
жизни восходить к совершенству умосозерцательной.
Преподобные Варсонофий и Иоанн
Кто хочет совершенно узнать путь, но не
идет с знающим его совершенно, тот никогда не достигнет града (небесного).
Привяжи обремененную ладию
твою к кораблю отцов твоих, и они управят тебя к Иисусу, могущему даровать тебе
смирение, и силу, и разум, венец и веселие.
Муж,
живущий без совета, враг сам себе.
Святитель Феофан Затворник
Если руководства
не будет - что делать?! Вы и в монастыре его не найдете. Как же быть? - Брать
руководство в слове Божием и в писаниях отеческих.
На страницах книг
этих почивает благочестивый своим сочувствием и услаждением, как на
сокровищнице благ несравненных.
Праведный ищет себе утех не в пустой суете мира,
но в Слове Божием едином, которое и само по себе благо, и верно ведет к
нескончаемым благам в вечности. Оно для него сокровище несравнимое, как
страстно любимая невеста, которую одну любят, о ней одной заботятся, хранят,
украшают, лелеют.
+++
Много
не надо читать... Прочитавши что-нибудь, жуйте то, пока дойдет до сердца. И
довольно. Вот вам признак полезного чтения! Когда какое место так займет, что
все мысли и внимание сосредоточатся в нем, это хорошо. Всякое другое чтение
есть праздное.
Святитель Игнатий Брянчанинов
Книги святых Отцов, … подобны
зеркалу: смотря на них внимательно и часто, душа может увидеть все свои
недостатки.
+++
Количество чтения
определяется силами человека и обстоятельствами. Не должно обременять ум
излишним чтением молитв и Писания, также не должно упускать обязанностей своих
для неумеренного упражнения молитвою и чтением. Как излишнее употребление пищи
расстраивает и ослабляет желудок, так и неумеренное употребление духовной пищи
ослабляет ум, производит в нем отвращение от благочестивых упражнений, наводит
на него уныние.
+++
Не сочти же для себя,
достаточным чтение одного Евангелия, без учения святых Отцов. Это - мысль
гордая, опасная. Лучше пусть приведут тебя к Евангелию святые Отцы, как
возлюбленное свое дитя, получившее предварительное воспитание и образование
посредством их писаний. Все, отвергшие безумно, кичливо святых Отцов,
приступившие непосредственно, со слепою дерзостью, с нечистым умом и сердцем к
Евангелию, впали в гибельное заблуждение. Их отвергло Евангелие: оно допускает
к себе одних смиренных. Чтение писаний Отеческих - родитель и царь всех
добродетелей. И чтением Отеческих писаний научаемся спасению и совершенству.
Усвой себе мысли и дух святых Отцов чтением их писаний. Святые Отцы достигли
цели: спасения. И ты достигнешь этой цели по естественному ходу вещей. Как
единомысленный и единодушный святым Отцам, ты спасешься... Святые Отцы изложили
свои мысли, свое сердце, образ своих действий в своих писаниях. Значит: какое
верное руководство к Небу, засвидетельствованное самим Небом, - писания
Отцов!.. Чтение их должно быть тщательное, внимательное и постоянное.
+++
Тот занимается как должно
вечностию, кто постоянно упражняется в чтении Нового Завета и писаний святых
отцов, научающих правильно разуметь Евангелие Христово, кто, познавая таким
образом волю Божию, благую и совершенную, выправляет по ней свой образ мыслей,
свои душевные движения, а погрешности и увлечения врачует покаянием.
Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых отцов, которые
писали для монашествующих. Какая польза от чтения тех добродетелей, которых
нельзя исполнить самым делом? Пользы никакой не может быть, а может быть вред,
состоящий в том, что в человеке возбудится мечтательность духовного состояния,
ему никак не идущего. Эта мечтательность будет временем лестно услаждать
воображением высоких добродетелей; временем наводить на душу уныние и отчаяние,
когда мы увидим, что не можем исполнить этих добродетелей; всегда и постоянно
отвлекать нас от добрых дел, прямо нам идущих,- таким образом соделывать жизнь
нашу пустою, бесплодною. Христианину, которого жребий проводить и окончить
жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех
христиан. Таковы писатели, которых сочинения написаны на русском языке или
переведены на него: святой Иоанн Златоустый, святой Димитрий Ростовский,
святитель Тихон Воронежский, Никифор Астраханский, Георгий Затворник. Обильное
поприще для чтения! Обильное духовное пастбище, на котором до насыщения и
тучности могут питаться словесные овцы Христовы!
Преподобный Симеон Новый Богослов
Нужно исследовать писания, чтобы твердо знать волю Божию, различать добро и зло
и не всякому духу веровать.
Преподобный Никон Оптинский
Старцы советуют читать и перечитывать творения святых отцов... Духовному росту
предела нет, поэтому перечитывание имеет огромное значение. Лучше с
благоговением и вниманием перечитывать небольшое количество книг, нежели многое
читать наскоро.
Преподобный Ефрем Сирин
Когда садишься читать или слушать читающего, помолись
прежде Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе, отверзи уши и очи сердца моего,
чтобы услышать мне словеса Твои и исполнить волю Твою. Открой очи мои, и
уразумею чудеса от закона Твоего (Пс. 118, 18). Уповаю, Боже мой, что
Ты просветишь сердце мое». Всегда так моли Бога, чтобы простил ум твой и открыл
тебе силу слов Своих. Многие, понадеявшись на свое разумение, впали в
заблуждение, и глаголющеся быти мудри, объюродеша (Рим.1, 22).
Преподобный Григорий Синаит
По великому Максиму, есть три великие цели составления писаний безупречных и
непогрешимых: первая - себе на память; вторая - к пользе других; третья - в
силу послушания, по которому составлено весьма много писаний для тех, которые
смиренно ищут слова [истины]. Пишущий же по человекоугодию, для славы и
выказывания своих добродетелей теряет, говорю, награду свою. Он ни здесь не
получит никакой пользы, ни в будущем - блаженного воздаяния, но осудится, как
льстивый корыстолюбец, торгующий словом Божиим.
Преподобный Амвросий Оптинский
Читая духовные книги без указания, Вы опасаетесь, как бы Вам не впасть в
какие-либо неправильные мысли и неправильные мнения. Опасение Ваше весьма
основательно. Поэтому, если не хотите пострадать такого бедствия душевного, не
читайте без разбора всякие новые сочинения, хотя бы и духовного содержания, но
таких сочинителей, которые не подтвердили своего учения святостию жизни; а
читайте творения таких отцов, которые признаны Православною Церковью за твердо
известные и без сомнения назидательные и душеспасительные.
Читайте не только для руководства относительно правых мнений
и разумений, но и для руководства в самой жизни, чтобы знать и уметь, как когда
должно поступить чисто по-христиански, согласно православным постановлениям.
Священномученик Сергий Мечёв
Если мы поставим себе целью всегда, везде и во всем искать Бога, — искать не в
смысле тех или иных вероучений, а в смысле жизни и общения с Ним, тогда
указания, даваемые святыми отцами, окажутся не теми или иными мертвыми
рубриками, воспринимаемыми памятью, но оживут для нас и поведут нас к Богу.
Мы не хотим жить «под подвижников», мы должны брать из святоотеческого опыта
только то, что в нашей мере, что соответствует нашей индивидуальности и тому
месту в жизни, какое мы занимаем.
Преподобный Анатолий Оптинский (Зерцалов)
Кто умом и сердцем живет в Боге, наставляемый святыми Отцами, тот выполняет
задачу жизни... "И да не смущается, что не делает явно каких-либо дел, особенно
важных. Это одно совмещает все дела" (епископ Феофан). Необходимо
упражнение всегда сердцем и устами в святоотеческом чтении. Бог не оставит и
вознаградит этот труд. Озарит светом богоразумия душу и дух очистит чрез это
чтение. Подаст стремление к возвышеннейшим предметам, оторвав от низменных и
временных вещей.
+++
Желательно, чтобы человек, в котором видно самоотвержение, причалил к пристани
Истины, где начало всех духовных благ. По сей причине советую всем друзьям моим
по отношению к религии заниматься единственно чтением святых Отцов, стяжавших
очищение и просвещение, как и апостолы; и потом уже написавших свои книги, из
коих светит чистая истина и которые сообщают читателям вдохновение Святого
Духа. Вне сего пути, сначала узкого и прискорбного для ума и сердца, всюду
мрак, всюду стремнина и пропасти!
Писатель Константин Леонтьев
Чтобы быть православным,
необходимо Евангелие читать сквозь стекла святоотеческого учения; и иначе из
самого Св. Писания можно извлечь и скопничество, и лютеранство, и молоканство,
и другие лжеучения.
Протоиерей Николай Депутатов
Всякое наставление - сладостная духовная
пища; она охотно принимается ищущими спасения. Без чтения душно, и душа голодает.
И чтобы не задохнуться, пойдем мы мыслию к святым и подобным им святителям и
благоговейным пастырям. Много прошло их пред очами нашими, и каждый в своем
роде являлся твердыней, борцом за веру и образцом подвига.
+++
Читая
св. Отцов, писавших на основании Слова Божия и Предания, принятых в Церкви, мы
слышим слова Самого Бога. …Очень многие святые Отцы оставили нам свои писания.
Ими мы назидаемся и спасаемся, как и Словом Божиим.
+++
Душа требует пищи духовной, и только Слово Божие и святоотеческие творения
насыщают ее.
Митрополит
московский Филарет (Дроздов)
Никому не позволено в
Христианстве быть вовсе не ученым и оставаться невеждою. Сам Господь не нарек
ли себя Учителем и Своих последователей учениками? Если ты не хочешь учить и
вразумлять себя в Христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа; не
для тебя посланы апостолы; ты не то, чем были все христиане с самого начала
Христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобою будет...
+++
Но нужно помнить еще вот что:
получая в науке религиозного образования полноту знаний о Божией истине,
человек должен, познавая истину, служить ей и слушаться ее голоса. Сам Христос
сказал: "кто не со Мною - тот против Меня..." И в отношении к Нему и
к Его Святой воле и Закону равнодушие, холодность и неисполнение этого закона
гибельны для души и делают человека врагом Христа и Его истины. А поэтому
никогда не следует забывать Его слов: "что вы зовете Меня: Господи!
Господи! - и не делаете того, что Я говорю?!" Подобным образом, и
Его Апостол говорит: "не слушатели закона, но исполнители закона
оправданы будут" (Римл.2:13).
Преподобный Нил Сорский
Ныне один указатель – Писание Божественное и отеческое.
Архимандрит Иерофей (Влахос)
Мы убеждены, что у святых не может быть особых точек зрения или различных
позиций по догматическим вопросам. Имея единый опыт, они придерживаются одного
и того же учения. Если же в каких-то вопросах мы замечаем расхождения между
ними, то это потому, что пытаемся толковать их учение, исходя из ложных предпосылок.
Но если мы попытаемся понять особенности выражения мысли каждого святого (ведь,
несмотря на общее для всех ведение Бога, в этом отношении мудрость их не
одинакова), попытаемся раскрыть истинное значение каждого слова, то не
обнаружим разницы в учении. В действительности мы видим противоречия между
святыми отцами лишь из-за поверхностности нашего собственного знания и
неопытности в духовных вопросах, вызванной отрывом от живого церковного
предания. Апостол Павел пишет: "Умоляю вас... чтобы вы соединены были в
одном духе и в одних мыслях" (1Кор.1:10). Святые мудрствуют одинаково,
и святитель Григорий Палама подчеркивает, что "общим для всех верующих
во Христа является это превосходящее мысль знание (υπερ έννοιαν
γνωσις)" (Свт. Григорий Палама. Триады... С.252).